В связи с многочисленными вопросами о стоимости имущества и его налогообложении обращаем внимание граждан на разъяснения МИНФИНа РФ:

ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

от 20 марта 2015 г. N 03-05-06-03/15493,

 от 20 марта 2015 г. N 03-05-06-03/15504,

от 19 марта 2015 г. N 03-05-06-03/14892

 

В связи с обращением по вопросу, касающемуся правомерности использования сведений об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, выдаваемых специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (далее - органы БТИ), для целей исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельств о праве на наследство, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по согласованию с Минэкономразвития России (письмо от 16 марта 2015 г. N Д23и-957) сообщает.

Учитывая, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки недвижимого имущества, является Минэкономразвития России, то данный вопрос был рассмотрен Департаментом совместно с указанным федеральным органом исполнительной власти.

В заключении Минэкономразвития России (письмо от 7 марта 2014 г. N Д23и-691) отмечено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации

осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).

Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 г. в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.

Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.

Следовательно, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство по выбору плательщика может быть предъявлен документ с указанием инвентаризационной стоимости.

В случае если в отношении объекта жилищного фонда до 1 января 2013 года не был произведен государственный технический учет и техническая инвентаризация и не была определена его инвентаризационная стоимость, то для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство на объект жилищного фонда может быть предъявлен документ, по мнению Департамента, с указанием рыночной или кадастровой стоимости.

Одновременно сообщаем, что по вопросам применения правовых актов, связанных с порядком определения стоимости недвижимого имущества, следует обращаться в Минэкономразвития России.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

В.А.ПРОКАЕВ