О позиции Верховного Суда РФ по вопросу об исчислении налога на землю при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение календарного года

На официальном сайте Верховного Суда РФ опубликовано определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375 "По делу № А46-12281/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Акционерная Компания «Омскагрегат» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 07.07.2014 № 2007".
 По результатам рассмотрения дела судьями Верховного Суда РФ принято решение отличное от решений нижестоящих судов трех инстанций.

 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ определила, что вне зависимости от того, когда и на каком основании были внесены изменения в кадастровую стоимость земельного участка, налог на землю по новым данным будет рассчитываться только начиная со следующего налогового периода.
 Причиной обращения в суд ОАО АК "Омскагрегат" послужил тот факт, что налоговая инспекция в ходе камеральной проверки произвела доначисление земельного налога по причине изменения кадастровой стоимости принадлежащих компании земельных участков в середине года из-за перемены вида  их разрешенного использования.

 По мнению инспекции, после изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков (с 07.08.2013) общество должно было при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год по спорным земельным участкам использовать средние удельные показатели кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования, утвержденные на начало налогового периода приказом Министерства имущественных отношений Правительства Омской области от 26.09.2011 № 36-п (в редакции приказа от 25.10.2011 № 39-п) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области».

 В связи с этим, инспекция произвела расчет земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков следующим образом: с 3 января по июль 2013 года исходя из кадастровой стоимости участков по состоянию на 01.01.2013, соответствующей первоначальному виду разрешенного использования этих участков, а за период с августа по декабрь 2013 года – исходя из кадастровой стоимости с учетом измененного вида разрешенного использования.

 Поддерживая позицию инспекции, суды трех инстанций отказывая в требованиях компании исходили из того, что положения главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), регулирующие определение налоговой базы по земельному налогу, не препятствуют налогоплательщику при изменении вида разрешенного использования земельных участков исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 7701/2012, суды пришли к выводу, что определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, общество должно было применять соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный на начало налогового периода Приказом № 36-п (в редакции приказа от 25.10.2011 № 39-п).

 Верховный суд отменил все решения по делу с вынесением нового решения, указав на то, что положенный в основу обжалуемых судебных актов вывод судов трех инстанций о наличии у общества обязанности при названных обстоятельствах определить налоговую базу по земельному налогу с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования, основан на неверном толковании постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 7701/2012.

  В силу пункта 5 статьи 3 Кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
 Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, подлежит учету при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде применительно к положениям статьи 5 Кодекса.
 Таким образом, выводы судов являются неправомерными и противоречат положениям пункта 1 статьи 391 Кодекса.

http://kadastrdon.ru/news/news_post/o-pozitsii-verkhovnogo-suda-rf-po-voprosu-ob-ischislenii-naloga-na-zemlyu-pri-izmenenii-kadastrovoy-stoimosti-zemelnogo-uchastka-v-techeniye-kalendarnogo-goda