Регионы повсеместно завышают кадастровую оценку земель, чтобы увеличить сборы земельного налога, но при этом необоснованно снижают ее почти до нуля для нельготных категорий налогоплательщиков. В результате некоторые группы могут обнулить свои налоговые обязательства, в то время как налог для пенсионеров, владеющих скромными земельными участками, уже превысил их пенсию. Соответствующий вывод содержится в отчете Счетной палаты, которая провела выборочную проверку результативности администрирования земельного налога в российских регионах. Ревизия проходила в Московской и Рязанской областях, однако, отмечает в отчете (есть у «Известий») аудитор Сергей Штогрин, аналогичная картина наблюдается во всех субъектах РФ. Письмо с предложениями Счетной палаты направлено первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
«Как видно из итогов проведенной в 2013 году государственной кадастровой оценки земель в Московской области, стоимость земельных участков существенно возросла. Так, средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашиха, г. Королев превышает 5 тыс. рублей за 1 кв. м (ранее — 3 тыс. рублей. — «Известия»). Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5 млн рублей и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей, что превышает среднемесячную пенсию по Московской области на 3 тыс. рублей», — отмечается в отчете.
Зато для нельготных категорий налог был снижен муниципалитетами. Например, решениями Совета депутатов городского округа Домодедово снижена базовая ставка земельного налога (0,3%) в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственных нужд. Диапазон сниженных ставок варьировался в указанные периоды от 0,09% до 0,021%, что привело к сумме выпадающих налоговых доходов по земельному налогу за 2011–2012 годы только в этом муниципалитете в объеме 68 млн рублей, отмечает Штогрин. Всего в 15 муниципальных образованиях Московской области установлена пониженная ставка налога в отношении автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий делового и комммерческого назначения.
При оценке земельных участков на продажу такого роста «рыночной» стоимости не наблюдается. Более того, участки продаются значительно дешевле, чем они оценены в кадастре. Так, администрацией Красногорского муниципального района Московской области с 2012 года по 31 октября 2014 года заключено 920 договоров на продажу земельных участков общей площадью 407,9 га. Стоимость продажи земельных участков определялась в соответствии с отчетами оценщиков, однако при выборочной проверке выяснилось, что большая часть участков были проданы в пять и более раз ниже их кадастровой оценки.
В результате оценка земель, «основанная на субъективном мнении оценщиков, зачастую не отражает реальной стоимости земельных участков и ведет к оспариванию и пересмотру результатов кадастровой оценки и неуплате земельного налога», указывается в отчете.
Всего, по данным Росреестра, в комиссии о рассмотрению споров в 2012 году поступило 1351 заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в 2013 году — 3953 заявления, из которых было рассмотрено положительно в отношении заявителей 1242 заявления (92%) и 3115 (79%) соответственно.
В пресс-службе Росреестра отметили, что ведомство не может влиять на оценку земель.
— Определение кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки осуществляют независимые оценщики, которых на аукционах выбирают региональные и местные власти. В соответствии с действующим законодательством оценщики сами выбирают и обосновывают подходы и методы, используемые для получения результата, — рассказали в пресс-службе.
В регионах соглашаются, что не всегда оценщики являются профессионалами.
— Исполнители оценочных работ — коммерческие предприятия, отбираются на аукционной основе, их деятельность не является узкопрофессиональной, специализированной исключительно на государственной кадастровой оценке, — отмечают в департаменте имущественных отношений Московской области. — Правительством Московской области наряду с комиссиями и судами создан эффективный механизм исправления системных ошибок — в рамках гарантийного срока по госконтрактам по представлению Минимущества кадастровым оценщиком осуществляется пересчет кадастровой стоимости.
По мнению Счетной палаты, для упрощения администрирования земельного налога, а также для установления экономически обоснованных налоговых ставок нужно утвердить на законодательном уровне нижнюю границу ставок земельного налога. Кроме того, надо предоставить право устанавливать налоговые ставки и льготы на более высоком уровне (городской округ или муниципальный район). По мнению экспертов, такая мера была бы логичной.
— Для обычных граждан муниципалитеты не снижают земельный налог до нуля. Наоборот, население всё чаще жалуется, что земельный налог или кадастровая стоимость резко возрастают с небольшой периодичностью. Зато для различных махинаций земельный налог могут снизить до нуля. Например, для самих представителей власти или чтобы выгоднее продать госимущество, — говорит юрист «Делового форватера» Павел Ивченков. — В связи с этим вполне целесообразно предложение Счетной палаты установить некоторый минимальный земельный налог, чтобы муниципалитеты не могли его снижать до нуля. Это позволит сократить ущерб для бюджетов и затруднить махинации с госимуществом.
В Госдуме тоже готовы поддержать предложение аудиторов.
— Необходимо радикально пересмотреть механизм оценки земли, введя единые нормативы налогообложения, которые будут равны и доступны для граждан, — отмечает председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов. — Должна быть проведена справедливая оценка земельных участков. Это особенно важно в условиях, когда олигархи порой платят налог меньше, чем простые граждане. Если не принять срочные меры, то из-за увеличения налоговой нагрузки и неспособности платить по счетам наши граждане будут вынуждены продавать свое имущество и переезжать в более дешевое жилье.
|