Если право на объект возникло по акту госоргана, пошлину за регистрацию платит собственник

За регистрацией прав на недвижимость, которые возникли на основании акта госоргана или сделки с ним, обращается сам орган. По мнению Минфина, в этой ситуации госпошлину все равно платит то лицо, за которым регистрируется право. Госорган выступает законным представителем плательщика.

Документ: Письмо Минфина России от 02.12.2015 N 03-05-04-03/70406     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 2015 года N 03-05-04-03/70406
[О порядке уплаты с 1 декабря 2015 года государственной пошлины за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления]

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 2 октября 2015 года N 14-ИСХ/14243-ГЕ/15 по вопросу порядка уплаты с 1 декабря 2015 года государственной пошлины за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления и сообщает следующее.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"(далее - Федеральный закон N 251-ФЗ) внесено изменение, согласно которому пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) изложен в новой редакции. Согласно статье 3 Федерального закона N 251-ФЗ данное изменение вступит в силу с 1 декабря 2015 года.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной вОпределении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 года N 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица.

Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

Таким образом, полагаем, что в указанном случае уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, издавший акт об ограничении (обременении) права на недвижимое имущество, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Исходя из изложенного, полагаем, что обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Что касается предложения об определении в статье 333.33 Кодекса отдельной нормы, устанавливающей размер государственной пошлины за государственную регистрацию договоров аренды, аналогичной государственной регистрации сервитутов (подпункт 31 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса), то возможность принятия данного предложения будет проанализирована в рамках проводимой работы по совершенствованию главы 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Директор Департамента  И.В.Трунин